В чем потребности наших детей?

1412327369_1410930406_1365137917_shutterstock_66692872-e1414086410527

«Люди встречаются, люди влюбляются, женятся…» Слова этой незатейливой песенки последней трети двадцатого века рисуют схему создания обычной, среднестатистической семьи. Ведь согласно всем правилам и канонам, после первой встречи следует период знакомства, появления симпатии, начала любви. Молодые люди, будучи уверенными в своих чувствах, идут в ЗАГС и играют веселую свадьбу. А после – настоящая жизнь только начинается, особенно, когда появляется розовощекий малыш. Это маленькое чудо способно перевернуть все представления о чем-либо, ведь именно ребенок становится смыслом жизни обоих родителей.

Мамин сын или папина дочь?

С самого рождения малыша, мама и папа, разглядывая каждый миллиметр его тела, каждый пальчик, каждый ноготок, каждую волосинку, стараются понять: на кого же он (или она) похож? И начинается вполне естественный «дележ» – ушки папины, зато глазки мамины, носик бабули, подбородок дедушки. Прогнозировать и высматривать можно долго, но природа и генетика уже внесли свой весомый вклад всего лишь двумя составляющими — доминантными и рецессивными генами. Какое генетическое «макраме» уже сплетено у новорожденного, трудно сказать сразу, тем более, что повлиять на узоры характера практически невозможно.

молодая семья

Многие специалисты-психологи уверены: чувства радости и нежности, гордости и умиления, которые «включаются» у родителей, заметивших, что малыш на них похож, очень нужны и важны для того, чтобы как можно скорее включились инстинкты – материнский и отцовский (особенно это касается пап, которые начинают общаться с ребенком, когда тот уже научился ходить и говорить, с ним можно даже поиграть в футбол, а до этого времени вся забота и уход ложится на маму). Схожесть малыша и родителей оказывает большую роль в ощущении себя самой настоящей семьей, а это немаловажно, как ни крути.

Совершенно не нужно расстраиваться, если у ребенка с взрослением никак не определятся похожие с родителями черты, ведь у них с малышом есть очень много общего. Достаточно только внимательно присмотреться. Кроха может выпятить губку, когда обижается или поворачивать голову под определенным углом, когда хочет что-то рассмотреть; может, смеясь, прищуривать глазенки или умилительно морщиться, когда лизнет лимон. И это не мистика. Малыши легко могут перенимать выражение лиц, когда наблюдают за мамой и папой.

Характер малыша хоть и формируется из трех составляющих: генетики, воспитания и отношений с окружающими людьми, но главенствующая роль принадлежит генам. Хоть черты характера можно увидеть довольно рано (например, как малыш ползет к игрушкам или догоняет кота), спрогнозировать их очень сложно.

В том же генетическом букете передаются склонности к музыке, рисованию или танцам; цветовые, вкусовые, ароматические симпатии; любимые блюда.

Противоположные взгляды, но равная ответственность

Одним из важнейших качеств хороших родителей является ответственность. Когда крошка появляется на это свет, он абсолютно беззащитен и беспомощен и именно мама и папа ответственны за его жизнь и за его здоровье. Несмотря на то, что наше общество установило некий круг родительских обязанностей, многие родители сами знают, что будет лучше для их малыша, у них срабатывает родительский инстинкт, который подает сигналы о том, как поступать, чтобы каждое действие было во благо ребенку.

Ответственность родителей перед их ребенком простирается не только на уход за ним, кормление, заботу о его иммунитете и безопасности. Она касается развития малыша, его обучения, воспитания, материального обеспечения и их ежечасного отношения к малышу, умения правильно разделить обязанности между членами семьи, придерживаясь одного тона в вопросах решения важных проблем.

Какова система ценностей родителей, их стиль жизни и взгляды, такой и будет понимание ответственности. Родители-моржи с удовольствием будут брать ребенка с собой на зимние купания и не поймут тех, кто в холодное время года будет кутать деток в теплые шарфы и костюмы.

Частенько в само понятие ответственности мужчина и женщина вкладывают диаметрально противоположный смысл. Мужчина выступает в роли добывающего мамонта самца, а женщина – охраняет семейный очаг. То есть, мужчина уверен, что ему достаточно обеспечить семью материально, а вот создавать уют в доме и воспитывать малыша – это прерогатива женщины.

Родители обязаны следить за своими поступками и своей речью, ведь личный пример очень важен для воспитания ребенка. Достаточно тяжело объяснить 12-летнему ребенку, что к старшим, особенно к пожилым людям, следует относиться с уважением, если в семье принято ни в грош не ставить мнение стариков. Вряд ли сразу ребенок поймет, что спиртное вредно, если он практически каждый вечер видит папу на диване с бутылкой отнюдь не «Буратино».

«Ребенок учится тому, что видит он в своем дому»

С момента появления на этот свет, крошка видит рядом с собой маму и папу и считает их центром Вселенной. Он очень быстро запоминает их голоса, их лица, узнает их среди других взрослых, а чуточку повзрослев, начинает их копировать.

Если родители хотят вырастить своего сына или дочь достойными людьми, они должны быть для них примером во всем.

С самого младенчества крохи должны купаться в добрых, нежных, искренних отношениях. Только от мамы и папы можно получить ту основу жизненных ценностей, которая будет сопровождать человека всю жизнь. Кроме родителей будут и воспитатели в садике, и учителя в школе, одноклассники и коллеги на работе. Но именно родители обязаны с детства прививать малышу главные понятия о том, что является правильным, а что неправильным.

То, как родители ведут себя дома и в обществе, какие совершают поступки – это происходит на глазах у ребенка. Если взрослые хотят добиться уважения от своего чада, нужно стать для него авторитетом, причем с самого детства. В ситуации, когда поведение родителей далеко от совершенства, ребенок может повторить их путь. Надо всего лишь не быть для своего малыша отрицательным примером, и тогда спустя годы, у родителей будет замечательный повод для гордости.

Развиваемся, действуя

Согласно утверждениям большинства психологов, малыш получает развисемья на моретие только тогда, когда он включен в самые разные сферы деятельности. Занятия должны быть разными на каждый возраст. По мере взросления происходит и смена типов деятельности. Сначала малыш овладевает формой общения, способами действия со своими игрушками и предметами обихода, постепенно учится ориентированию в мире вещей, которые его окружают. Главные качества человека приобретены малышом именно в этот период: они учатся говорить, ходить, действовать, у них выстраивается некое отношение к людям, предметам, различным явлениям природы. Если малыш не умеет общаться со взрослыми, не знает самые важные особенности предметов, ему будет очень трудно переходить к играм. С увеличение жизненного опыта крохи предметная деятельность может не сменить игру. Именно игра для дошкольника — самая важная деятельность малыша. Как она повлияет впоследствии на воспитание и психическое развитие крохи будет зависеть от мамы, папы и всех взрослых, которые его окружают.

Встречаются родители, считающие, что во имя избегания большой избалованности малыша не следует проявлять к нему видимую любовь. Но на деле выходит так, что не закомплексованная личность вырастает, когда малыш постоянно чувствует настоящую, крепкую, искреннею любовь мамы и папы. При ее отсутствии он вырастет замкнутым и агрессивным. Если же с детства малыш чувствует любовь родителей, то, вырастая, он уверен в том, что в его собственной семье должны царить такие же хорошие и добрые отношения.

Диалоги с малышом

С первого мгновения жизни ребенок начинает с мамой самый настоящий диалог, в котором он участвует жестами и мимикой. Такое общение имеет важное значение для его развития. Малышу нужно слышать голос мамы, он быстро учится узнавать его; тон, с которым мама произносит слова, доносит до него всю ее нежность, одобрение, любовь. Малыш, получая эти эмоции, чувствует, что он под маминой защитой, что вокруг него – мир. К тому же, такое общение с крохой подготовит его к умению разговаривать.

С ребеночком надо общаться как можно больше, обо всем ему рассказывая. Каждое свое действие лучше комментировать – мама его кормит, купает, приносит ему погремушку, рассказывает о том, куда они сегодня пойдут гулять. Для любого крохи мамин голос как сладкая музыка, поэтому нельзя допустить ни одной фальшивой ноты, лучше, когда тон будет дружелюбным, слова – ласковыми. Говорить с ребенком любого возраста лучше тихим голосом, как бы успокаивая его. С грудничком даже жесты должны быть неспешными.

разговор с малышом

Употребление бранных слов при ребенке или в разговоре с ним недопустимо! Если малышу 2-3 лет рассказывать, например, о птичках, совершенно необязательно читать лекцию о том, чем соловей отличается от дятла, достаточно объяснить, как они называются, у них есть крылышки и они умеют летать.

Когда малыш начинает произносить свои первые слова, не надо заставлять его учить все новые и новые. Он может замкнуться в себе и не произносить то, что уже умеет, ведь речевые навыки у каждого крохи развиваются индивидуально. Когда малыш становится постарше, диалоги станут взрослее и серьезнее. Родители должны набраться терпения и постараться в доступной форме отвечать на вопросы маленького почемучки, а впоследствии и самим задавать ему вопросы, чтобы ребенок учился размышлять и находить правильные ответы.

Разговаривать с малышом надо постоянно. Так он учится новым словам, понятиям, действиям, временам года, а взрослые окунаются в детство и наслаждаются этим незабываемым моментом.

О чем думают детишки?

Чтобы понять мысли ребенка, достаточно вспомнить себя в детстве. Тогда многое становится понятным. Даже то, что у малышей своеобразное представление о мире, которое остается неподвижным, даже когда родители растолкуют то, что есть на самом деле. Частенько крошки придумывают себе волшебный мир и «переселяются» туда. Родителям не стоит беспокоиться – такие придумки развивают воображение. Детки доверяют своим родителям, поэтому тем надо быть осторожными в словах. Поскольку мнение старших имеет огромное значение для малыша, любое замечание может его задеть, а глубокая обида может проявиться через много лет в психологической проблеме.

Малыши способны оживлять неодушевленные предметы. Например, могут с теплотой относиться к ковру, потому что на нем так удобно ползать и бояться кресла, потому что когда-то набили о него синяк. Ковер становится добрым другом, а кресло – злодеем. Могут бояться темных шкафов или кладовок, но испытывая страх, они туда идут.

фантазия ребенка

Детскому мышлению свойственна нелогичность. Они впитывают впечатления о природных явлениях и о мире в целом, как бы составляя картинку. Но о причинах явлений они не задумываются. Поэтому среди малышей так много почемучек. Взрослым лучше расспросить малыша, что и почему он думает по какому-то поводу, а потом отвечать на его вопрос, ведь размышления  ребенка бывают достаточно интересными и необычными.

Поскольку детское мышление не организовано, задача родителей научить его планировать, действовать рационально и по пунктам. Если кроха хочет нарисовать картинку, можно задать ему вопросы – что для этого потребуется, какие инструменты будут нужны, какие цвета он будет использовать?

Взрослым можно поступить и гораздо проще – спросить у малыша, какие мысли живут в его голове. Ответ может искриться необычайной фантазией и интересными идеями. Родителям остается радоваться тому, что они могут опять побывать в детстве, поразмышлять, как много лет назад, прикоснуться к миру собственного малыша.

Вечернее чтение, как семейная традиция

Чтобы в каждой семье формировалась добрая и развивающая среда, строительным камнем может стать домашнее чтение. Читая с малышом, мама благоприятно воздействует на то, чтобы у него не ослабевал интерес к жизни, чтобы он понимал и ценил любовь родителей к себе.

семейное чтение

Ежевечернее времяпрепровождение с книжками способствует возрождению семейного ритуала, что позволяет крохе прийти в себя после веселых игр, подготовиться ко сну. Взаимоотношения в семье становятся все крепче, а между малышом и родителями связующая нить становится прочнее. Благодаря чтению происходит стимуляция детского воображения и интеллекта, формируется гармоничная личность, ведь в процессе знакомства с героями сказки малыш учится понимать речь, анализировать, размышлять, испытывает разные чувства и эмоции.

Родители, читая малышу самые разные сказки, стихи, рассказы, очень корректно и аккуратно направляют его психологическое и духовное развитие. Можно вовлечь малыша в разговор и обсудить прочитанные странички, вместе рассматривать яркие картинки, придумывать истории по ним, задавать ребенку вопросы и получать ответы. Истории лучше выбирать с поучающим сюжетом, тогда чтение будет учить добру и дарить удовольствие. Малыши научатся бережно относиться к каждой книжке. Само воспоминание о таких вечерах взрослые детки хранят всю жизнь, они надолго запоминают героев волшебных сказок и свои впечатления.

3 комментариев

  1. По моему мнению, самая главная потребность наших детей — это внимание и тепло родителей. Ребенок должен чувствовать, что он любим, и что бы с ним не случилось — родители поймут его, поддержат или простят. С такой мощной поддержкой он будет уверенным в себе человеком, конечно, нужно не перегнуть палку, чтобы он не решил вдруг, что ему все дозволено.
    Бывает, что дети боятся чего-то, особенно своих первых самостоятельных поступков: «А как же я сам, без мамы, пойду из школы один, если она не сможет меня забрать вовремя?» Не стоит смеяться над этим и говорить ребенку, что он уже большой, а проиграть ситуацию и все варианты ее развития.
    Чувствуя тепло и любовь к себе, ребенок будет доверять родителям. Мой сын рассказывает свои нехитрые детские тайны мне, хотя он уже достаточно большой, а я очень ценю его доверие, и не ругаю его, если что-то он сделал не так. Просто объясняю, почем не нужно поступать так. И уж ни в коем случае не выдаю его секреты и не высмеиваю их. Доверие очень легко потерять, не стоит пренебрегать им. Любите своих детей.

    1. К вашим словам и нечего больше добавить. Когда наблюдаешь за детьми со стороны, то сразу видно, какой ребенок обласкан и живет с добрыми, любящими родителями. А какой не видит от родителей доброго слова. У таких деток глазки, как у волчат, и они ловят любое ласковое слово.
      Поэтому в детстве для детей надо быть хорошими, добрыми мамами и папами. А когда малыш подрастет, то станьте для него другом.

  2. Дети совсем разные. И если одному достаточно нескольких добрых слов и пять минут внимания, то другой ребенок может не отходить от маминой юбки целый день. Каждого малыша надо рассматривать индивидуально. У меня двое дочек. Но они — полная противоположность. Одна бегает, прыгает целый день, чуть усадишь за стол перекусить. А вторая более рассудительная, спокойная, всегда придет ко мне за советом. Главное, прислушаться к ребенку и любить его. А многим папам хочется сказать, что всех денег не заработаешь. Лучше сходите с детьми на улицу лишний раз.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>