Как избавить ребенка от вредных привычек?

Дети с вредными привычками

Наиболее распространенными вредными привычками у детей дошкольного возраста являются следующие:

  • Сосать предметы,
  • Сосать пальцы,
  • Грызть ногти,
  • Онанизм (мастурбация),
  • Ковырять в пупе.

Редко встречается болезненное стремление выдергивать или выщипывать волосы на голове, ритмическое раскачивание головой и туловищем (яктация).

В основе вредных привычек лежит фиксация тех или иных действий. Они уменьшают отрицательные эмоциональные переживания ребенка: неудовлетворенность, противоречивые чувства к близким родственникам, — и способствуют снятию эмоционального напряжения. Т.е. по сути эти вредные (патологические) привычки полезны для ребенка.

Укоренению вредных привычек помогает чувство удовольствия, которое испытывает ребенок, + сильный акцент взрослых на его вредных привычках. Первая реакция взрослых на это – одергивание («перестать грызть ногти», «вынь руки изо рта») и бурное внимание к этой патологической привычке. Такое повышенное внимание взрослых к таким действиям ребенка способствует фиксации этой привычке.

Если подавлять эту привычку в ребенке, у него усиливается чувство внутреннего напряжения. Т.е. он и так был напряжен, а родители еще добавили напряжения (запретив ему). В итоге получаем замкнутый круг, когда одну привычку мы подавили у ребенка, но взамен тут же получаем другую.

У каждой вредной привычки есть свои особенности. И в зависимости от особенностей нужно соответствующим образом с ней разбираться. Рассмотрим подробнее.

Вредная привычка сосать палец

Ребенок сосет палец

Часто встречается у медлительных детей (по темпераменту флегматики), у детей с невропатией, с минимальной мозговой недостаточностью, с минимальной мозговой дисфункцией – т.е. есть какие-то проблемы с нервной системой. В этот момент ребенок успокаивается, ему хорошо.

Основная причина: неудовлетворенность инстинкта сосания, если не было грудного вскармливания или ребенка рано отлучили от груди. При этом если беременность у матери сопровождается сильными переживаниями, то для уменьшения стресса ребенок начинает сосать палец.

Такая вредная привычка выступает в качестве способа уменьшения чувства беспокойства. Может возникнуть до рождения ребенка при нежелательной беременности, сильном стрессе в период беременности, тревожности и переживаний матери.

  • Возникает с 3 месяцев в любой неприятной для ребенка ситуации, когда ребенок уже сам может палец в рот себе положить.
  • Возникает с 5-6 мес., когда усиливается влияние психологических факторов.
  • Возникает, когда происходит резкое ограничение соски до 1,5-2 лет.

Основные психологические факторы:

  • Нежеланный ребенок, что проявляется отсутствием ласки и нежности со стороны матери.
  • Нежелание матери заботиться о ребенке, когда малыша передают на воспитание в детский дом, приемным родителям, няням.
  • Когда матери нет рядом длительное время. Сосание пальца для ребенка здесь – это способ успокоения.
  • Частые конфликты между родителями.
  • Алкоголизм и другие формы зависимости у родителей.
  • Когда ребенок предоставлен сам себе.
Вопрос от читателя

Если девочка перед засыпанием сосет палец, что делать?

Ответ: так она успокаивается. Ей перед сном нужны другие способы успокоения. Например, массаж, поглаживание, приятная музыка. Желательно задействовать ее руки, чтобы они были заняты – можете дать книжку подержать, а сами почитаете.

 Что НУЖНО делать?

  • Прежде всего нужно понят причину сосания пальца, т.е. что стоит за этим. Ребенок может этим компенсировать недостаточный контакт с мамой, ему еще плохо без мамы, его эмоциональное состояние здесь нестабильно.
  • Придумайте, что можно предложить ребенку взамен этой вредной привычке, доставляющей удовольствие. Можно, например, читать книжки на ночь, если ребенок большой, при этом книгу в руках будет держать сам ребенок.
  • Установить эмоциональный и доверительный контакт с ребенком.
  • Позаботиться о своевременном успокоении, если он волнуется, и снятии беспокойства.
  • Разумно использовать соску в раннем возрасте.
  • Создать условия для разнообразия впечатлений ребенка.
  • Использовать при общении с малышом подвижные и эмоционально насыщенные игры.

Если использовать все эти советы, то ни времени, ни потребности сосать палец у ребенка просто не будет.

Что НЕ НУЖНО делать?

  • Не надо пугать ребенка страшными историями про мальчиков и девочек. Например, одна мама пугала, что в животике у ребенка заведутся червяки.
  • Не нужно слишком ограничивать действия и проявления ребенка.
  • Не нужно устраивать скандал, кричать на ребенка по поводу его вредной привычки – тем самым вы вгоняете его еще в большее беспокойство.
  • Не намазывайте палец ребенка горчицей, зеленкой или чем-то иным горьким, кислым.
  • Не пытайтесь при каждом случае строго запретить ребенку сосать палец.
  • Не отбирайте резко соску в раннем возрасте (например, в 1-1,5 года, когда ребенок уже подрос).
  • Не привлекайте по поводу и без повода к этой привычке внимание малыша.
Вопрос от читателя

Ребенку уже 2 года, до сих пор сосет соску.

Ответ: Это нормально. Нервная система ребенка еще не способна справляться с такой нагрузкой: быть хорошей девочкой/мальчиком в садике и дома. Ребенку как-то нужно успокоиться, и комфортнее это сделать дома. Попробуйте не фиксировать внимание на соске.

Вредная привычка сосать предметы

Ребенок сосет предметы - вредная привычка

Обычно предмет, который ребенок часто берет в рот, символизирует «лучшего друга», с которым ему хорошо, которому он доверяет.

Родителям нужно организовать малышу социальный досуг, т.е. общение с другими малышами. Тогда на «суррогатного друга» у ребенка не будет времени и потребности.

Что делать родителям?

  • Наполнить жизнь ребенка взаимодействием со сверстниками. Т.е. максимально усилить те игровые взаимодействия, которые доступны ребенку в этом возрасте.
  • Узнайте, чем любит заниматься ребенок, и дайте ему возможность этим заниматься. Например, пинать мяч, строить из кубиков и т.д.
  • Заинтересуйте малыша новыми играми, занятиями, увлечениями, развлечениями.
  • Проследить за тем, с кем ребенок играет, и помочь ему выбрать подходящего друга. Например, если ребенок играет с лидером в садике (лидер с ним играть не захочет), помогите своему малышу выбрать другого подходящего друга. Подберите тот уровень общения ребенка со сверстниками, который будет доступен ему самому. Создайте круг «принятых» друзей, среди них ваш ребенок и найдет настоящего друга.
  • Установите доверительные отношения с ребенком: поговорите с ним о его друзьях, как дела в детском саду, с кем он играет.
  • Можно пригласить «предпочитаемого» сверстника для совместных походов в кино, развлекательный центр. Ребенок видит, что его родители взаимодействуют с родителями «предпочитаемого» сверстника, и сам начинает с ним общаться.
  • Научитесь правильно снимать напряжение и беспокойство у вашего ребенка.

Что НЕ нужно делать?

  • Не наказывайте ребенка за такую привычку. Ведь наказание только фиксирует ее.
  • Не отбирайте любимый предмет, который сосет ребенок.
  • Не говорите, не акцентируйте внимание ребенка на этом предмете.
  • Не напоминайте ребенку постоянно, что так делать нельзя.
  • Не запрещайте ребенку играть с детьми, которые вам не нравятся, но симпатичны вашему ребенку.

Вредная привычка: ребенок уже взрослый, но сосет соску

Взрослый ребенок сосет соску

Что нужно делать родителям:

  • Перестаньте обсуждать проблему соски с ребенком, не акцентируйте внимание на ней.
  • Переключить внимание ребенка на другие занятия, увлечения, хобби. Т.е. необходимо привнести в жизнь ребенка что-нибудь интересное по его возрасту.
  • Родителям не переживать слишком по этому поводу.

Что нельзя делать:

  • Акцентировать внимание на соске.
  • Ругать ребенка за сосание.

Вредная привычка грызть ногти

Ребенок грызет ногти

Вообще, любая патологическая привычка ребенка для родителей должна быть сигналом (как красная лампочка загорается), что ребенку плохо. Первая реакция у большинства – «нельзя», «запретить».

Но здесь нужно сделать иное: подумайте, какое интересное занятие предложить малышу, пойти с ним поиграть/погулять. Безусловно, это тяжело. Но это путь затухания вредной привычки. Любая привычка легко возникает, но тяжело ее победить. Настройтесь на длительный период затухания этой вредной привычки.

Период затухания любой вредной привычки примерно равен периоду ее протекания.

Вообще, это вредная привычка, которая очень легко возникает, но труднее всех от нее избавиться. Сюда можно отнести и обкусывание кожи на пальцах рук.

Постоянное грызение ногтей (как и кусание и сосание губ) позволяет ребенку снять эмоциональное напряжение. Грызение ногтей возвращает ребенка в период младенчества. Т.е. это грызение может привезти к сосанию пальцев.

Вредная привычка может возникнуть у ребенка при невозможности выплеснуть агрессию вовне, отомстить обидчику за нанесенное оскорбление. Т.е. это аутоагрессия – агрессия, направленная на себя.

Пока ребенок грызет ногти, он находит выход из психологического дискомфорта и получает удовольствие. Грызение ногтей воспринимается им как спасение, когда он недостаточно выражает свои отрицательные эмоции.

Вредная привычка, если в период детства родители не смогли с ней справиться, переходит и во взрослую жизнь.

Что делать родителям?

  • Научить ребенка адекватным способам выражения своей агрессии: пинать ногами подушку, кулаками стучать в стенку, кричать, использовать музыкальные инструменты, коробочка-кричалка, надувать мыльные пузыри, потопать ногами, надувать шарики, порвать бумагу, попрыгать.
  • Позволяйте ребенку выражать свой грев, выкидывать его наружу.
  • Отказаться от упреков и наказаний за кусание, грызение ногтей.
  • Найти причины, по которым возникла эта вредная привычка. Т.е. есть причины, по которым ребенку не хватает своих сил для того, чтобы успокоиться. И он использует вредные привычки.
  • Переключайте и отвлекайте внимание ребенка во время грызения ногтей на другие занятия.

Что нельзя делать?

  • Интеллектуально перегружать ребенка в ущерб другим сторонам психического развития.
  • Нельзя говорить ребенку про грызение ногтей. Очень часто эта тема становится любимой темой в семье: об этом говорят, это обсуждают, за это наказывают, это хвалят – тем самым родители фиксируют словами в сознании ребенка эту привычку.
  • Нельзя запрещать грызть ногти. Почему? Потому что так он успокаивается, снимает напряжение. Запрет бесполезен – он только приведет к фиксации данной привычки.
  • Нельзя проявлять непоследовательность в воспитании ребенка. Т.е. то наказывать его, то жалеть.
  • Нельзя сдерживать агрессию и гнев внутри ребенка. Наоборот, нужно дать возможность выплеснуть всю негативную энергию, но в адекватной форме (см. выше в статье).
  • Не будьте слишком требовательны к ребенку. Часто требования родителей слишком велики для малыша, и напряжение, которое возникает из-за этого, он выплескивает через вредную привычку.

Вредная привычка онанизм (мастурбация)

Борьба с детским онанизмом

Под онанизмом (мастурбацией) понимается раздражение половых органов руками, сжатием ног, трением о различные предметы и т.п.

Впервые мастурбация может появиться в раннем возрасте (год-полтора), когда ребенок начинает знакомиться со своим телом. Родители часто наказывают, одергивают, бьют по рукам за это. Но ребенок в полтора года занимается изучением своего тела, и здесь нет ничего такого, за что нужно наказывать. Другое дело, насколько мама оставляет его одного, переключает его внимание на другие занятия, и до какого возраста мастурбация считается нормальной.

Чаще мастурбация встречается у девочек, которые предпочитают мальчишечьи игры девчоночьим занятиям и у мальчиков с сильно выраженными мальчишескими чертами поведения.

Основные причины мастурбации в раннем возрасте:

  • Активный темперамент ребенка и соответствующая ему потребность в снятии напряжения.
  • Повышенный уровень возбудимости у ребенка при ослабленной нервной системе.
  • Нарушения в воспитании (слишком строгие родители, физические наказания, ограничение активности).
  • Чрезмерные ласки, поцелуи в губы, ребенок спит вместе с родителями.
  • Излишне тщательное соблюдение гигиены.
  • Повышенная потливость, тесная и неудобная одежда, глисты.

Что делать родителям?

  • Понять, что именно в Вашем поведении вызывает напряжение у ребенка и желание снять это напряжение, получая при этом кратковременное удовольствие и расслабление.
  • Научить своего ребенка – как можно разными способами получать удовольствие.
  • Есть такая техника «Меню удовольствий» — от чего я могу получать удовольствие. Спросите вашего ребенка, от каких дел, занятий он получает удовольствие (сладкое, музыка, рисовать/читать, гулять на улице). И далее составьте для него «Меню», как в ресторане, но состоящее из любимых занятий на каждый день.
  • Научить ребенка и разнообразить способы получения удовольствия.
  • Отвлекать ребенка более приятным и интересным занятием.
  • Расширить круг интересов малыша и общение со сверстниками.
  • Повышать активность в движениях, в способах выражения чувств.
  • Включить в жизнь ребенка оздоровительные мероприятия, направленные на повышение чувства тела: купание, обливание, обтирание.

Очень важно научить своего ребенка разнообразными способами получать удовольствие. Это важно еще и потому, чтобы ребенок научился сбрасывать напряжение. Ведь все эти патологические привычки: сосание пальца, кусание ногтей, мастурбация – они помогают сбрасывать напряжение, получать удовольствие. В дошкольном возрасте меняя эти привычки, взрослые их фиксируют.

Нам важно, чтобы ребенок получал удовольствие не только при помощи патологический привычек, а желательно от полезных – учеба, плаванье. Ведь дети часто находят неправильные пути получения удовольствий, впадая в зависимость (курение, наркотики, алкоголь, компьютер).

Чего делать нельзя?

  • Наказывать ребенка за мастурбацию.
  • Упрекать и стыдить за эту вредную привычку. Это приведет либо к фиксации привычки, либо онанизм трансформируется, например, в грызение ногтей.
  • Насильно кормить ребенка, вызывая у него во время еды отрицательные чувства. В этом случае ребенок перестает получать удовольствие от еды, он начинает получать удовольствие от мастурбации.
  • Преимущественно кормить сладкой, мясной и полезной пищей.
  • Усердствовать при купании ребенка, проявляя повышенное внимание к его половым органам.
  • Качать на одной ноге, одевать в тесную одежду.
  • Чтобы ребенок спал вместе с родителями. Нельзя оставлять его одного в постели без сна.

Вредная привычка ребенок кусается

Ребенок кусается

Наносить вред другому человеку – это нарушение табу, делать этого нельзя. Почему такая привычка возникает? Ведь когда ребенок совсем маленький, у него режутся зубки, чешутся десна – он непроизвольно пытается уменьшить те неприятные ощущения, которые у него происходят во рту. И родители покупают специальные игрушки, чтобы он кусал и чесал десна.

И пока ребенок маленький, он пробует кусать все вокруг: игрушки, может кусить и близкого взрослого, который держит его на руках. И здесь важна реакция взрослого. Если взрослый улыбнулся (или никак не отреагировал) на то, что ребенок сделал, ведь маленькие дети очень чутко считывают эмоциональное принятие или непринятие взрослым поведения ребенка, то ребенок продолжит кусаться. Т.е. если малыш кусается, значит родители ему когда-то разрешили это делать (вербально или невербально).

Родителям необходимо четко соблюдать свои запреты и выдавать ребенку словами, жестами, мимикой, интонацией строгое «нельзя!»

ВЫВОД: Внешний атрибут (сосание пальцев/предметов, грызение ногтей, онанизм) – говорит о том, что у ребенка есть напряжение, есть причина для того, чтобы это напряжение снимать. Если вы будете бороться напрямую «Не грызи ногти!», «Не соси палец!» — устранить причину появления привычки вы не сможете. Для устранения патологических привычек важно нормализовать семейные взаимоотношения, адекватно относиться к ребенку, удовлетворять его эмоциональные потребности в ласке и теплоте.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>