Фантазия или изобретения?

юные ученые

Пассивная, «холостая» фантазия не только бесполезна, она даже вредна, поскольку уводит человека от реальности куда-то в зазеркалье, где воображаемая жизнь бурлит, но на самом деле ничего не происходит.

Фантазия должна быть полезной, созидательной, то есть побуждать к творчеству, давать пищу сердцу и уму, вдохновлять на создание нового, преобразование и улучшение старого. Такую фантазию можно и нужно развивать с детства.

Необходимые для творчества черты характера и свойства ума: воображение, память, умение сосредоточиться, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, комбинировать, устанавливать связи и закономерности – формируются в процессе воспитания, обучения и практической деятельности.

Первые шаги в творчестве делаем вместе

рисунок пескомОсновы продуктивного воображения закладываются у ребенка еще в дошкольный период и развиваются в начальных классах. Процесс творчества требует определенного жизненного опыта, поэтому необходимо создавать условия для его обогащения новыми яркими образами, разнообразными ощущениями, практическими умениями и навыками.

Важно также формировать готовность к творческой деятельности: уверенность в достижении цели, способность управлять собственной эмоционально-волевой сферой, умение устанавливать и поддерживать партнерские отношения с другими участниками творческого процесса.

В этом плане очень эффективны проблемные задания: найти ответ на вопрос «Почему так происходит?», «Что общего?», «Как это действует?» и т. п. Необходимо также чередовать различные формы работы: индивидуальную, парную, групповую и коллективную. Но главное – ребенку нужно как можно чаще предоставлять право выбора в различных аспектах творческой деятельности, будь то идея, форма или способ реализации.

Все это помогает детям преодолевать неуверенность, привычку следовать готовым алгоритмам, формирует способность импровизировать, рассматривать различные варианты, искать собственное решение.

В эмоциональной жизни дошкольников и младших школьников ведущую роль играет семья. Поэтому следует приобщать взрослых ее членов к процессу детского творчества в качестве партнеров и зрителей. Дети очень любят творить вместе с родными и для них, что является дополнительным творческим стимулом. Формы организации такой деятельности разнообразны:

  • Упражнения по развитию образной речи.
  • Игры с элементами театрализации.
  • Инсценированные праздники.
  • Изготовление сувениров, игрушек, праздничной атрибутики из природных, оберточных и упаковочных материалов, пластиковой посуды.
  • Выставки детских работ и продуктов семейного творчества.

В начальной школе, которая является новой ступенью социализации, их дополняют такие формы работы:

  • Интерактивные познавательные занятия (викторины, ток-шоу, брэйн-ринги).
  • Создание проектов («Дерево рода», «Интересные семейные традиции», «Лучший семейный отдых», «Коронное семейное блюдо», «Гордость семьи» и др.).
  • Участие в творческих конкурсах и предметных олимпиадах.

Время творческих перемен

всплеск идейВ подростковом возрасте характер творческой деятельности меняется. Она становится направленной, приобретает специфические черты, соответствующие способностям подростка, которого теперь интересует не только процесс творчества как таковой, но и его практическая ценность.

Это связано с особенностями протекания психических процессов, трансформацией мотивационной сферы и наличием предыдущего творческого опыта. Подросток осознает, что результат гораздо лучше, если задача соответствует способностям. Творчество для него является способом реализации столь актуальной в этом возрасте потребности самоутверждения. На вооружении педагогов разнообразие обучающих методов, направленных на дальнейшее развитие творческого мышления подростков. Вот некоторые из них:

  • интерактивное обучение;
  • метод вопросов и ответов;
  • метод дискуссии;
  • метод тренингов.

Суть интерактивного метода во взаимодействии всех участников процесса познания, когда происходит обмен мыслями, идеями и знаниями. Объединенные общей целью, партнеры анализируют все высказанные предложения, уточняют детали, дополняют и выбирают наиболее конструктивные способы деятельности. Все это должно происходить в атмосфере взаимопонимания и взаимопомощи.

творческий процесс

Формулировка вопроса – процесс творческий. Вопрос можно превратить в сложную задачу, требующую серьезного анализа. В него можно вложить различный смысл: прямой, иносказательный, юмористический, философский, саркастический. Его можно окрасить множеством эмоциональных оттенков. То же касается и ответов. Умению правильно задавать вопросы, как и отвечать на них, ребенка нужно учить!

Метод дискуссии используется для открытого обсуждения и решения спорных вопросов, в процессе которого школьники учатся анализировать различные аспекты проблемы, уважать чужую точку зрения, целенаправленно излагать собственные аргументы и суждения. Результатом может стать улучшение взаимопонимания, новый взгляд на вопрос, совместное принятие решения.

С помощью тренинга отрабатываются, развиваются и закрепляются приобретенные в процессе обучения творческие умения и навыки.

Тема занятия определяется заранее, чтобы участники тренинга чувствовали себя более уверенно. Работа строится на позитивной мотивации и активности всех членов группы. Задания подбираются таким образом, чтобы максимально задействовать оба эти фактора. В результате растет личная компетентность каждого и улучшается психологический микроклимат всей группы.

Как и зачем изучать свойства предметов

Умение анализировать свойства предметов с целью дальнейшего эффективного их использования – важная функция творческого мышления и предмет целенаправленного обучения, которое осуществляется с помощью определенных приемов:

  • сравнения;
  • обобщения;
  • классификации;
  • систематизации;
  • смыслового соотнесения.

В процессе сравнения ребенок учится определять свойства различных предметов, сопоставляя их. Это дает юному исследователю возможность увидеть особенности, которые раньше были незаметны для него и проявились только в процессе сравнения.

ищет отличия

Следующий шаг – формирование умения находить общие и отличительные свойства сначала двух, затем группы предметов. После этого можно перейти к выделению существенных и второстепенных признаков. Группирование предметов по наличию общих существенных признаков и есть обобщение.

Используя приемы сравнения и обобщения, ребенок учится классифицировать: распределять предметы по классам на основании существенных признаков. Следует четко определять основание для классификации, поскольку многие предметы обладают целым набором свойств, поэтому их можно причислить к различным классам.

Все предыдущие приемы являются предпосылками для формирования умения систематизировать: определять закономерность размещения ряда предметов, объединенных общим свойством. Для большей эффективности практикуют введение в упорядоченную группу нового объекта, свойства которого нарушают закономерность расположения остальных.

Соотношение предметов по смыслу – это установление определенных связей между ними. Основанием являются различные типы отношений: по принципу «часть – целое» (страница – книга), «причина – следствие» (туча – дождь), «изделие – материал» (ваза – стекло); по функциональному сходству (зонт – плащ) или противоположности (карандаш – ластик). Смысловое соотнесение – это способность быстро определять такого рода связи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>