Гаджет в руках ребенка: ищем разумный баланс

Ребенок с планшетом

Трудно представить жизнь вообще без электронных устройств, они есть в любой семье. Дошкольники и младшие школьники по большей части проводят время за планшетами, реже за смартфонами или компьютерами. Вот, например, выходит мама из автомобиля, держит на руках дочку лет полутора, а у той в руках планшет с «Машей и Медведем». И маме все равно, что девочка пачкает ее одежду, главное – ведет себя тихо. 

Планшет вместо родителей

Почему же мама так поступает? Когда ребенок рождается, родители умиляются: вот он улыбнулся, пополз, пошел, сказал «мама». Взрослея, он начинает проявлять все большую социальную активность: «дай это, дай то, хочу, не хочу, надо, не надо». И мамы, особенно те, кто впервые с этим сталкивается, просто не знают, что с этим делать, когда уже можно будет отдохнуть. И тут на помощь приходит «волшебная палочка» — планшет. И вот вместо того, чтобы разговаривать с малышом, общаться, увлечь его чем-то, мама дает ему в руки гаджет и получает время заняться своими делами.

Как организовать ежедневный просмотр мультфильмов разновозрастными детьми в многодетной семье? Старшие смотрят, и годовалый тут же с ними?

Можно смотреть мультики со старшими, когда малыши спят. Если это невозможно, остается только смириться.

И ребенку становятся неинтересны ни игрушки, ни книжки. Потому что он видит, как мама занимается тем же самым – сидит, уткнувшись в планшет или смартфон. Если бы мама проводила время за книжкой – он бы хотел делать то же самое.

Планшеты такие яркие, занимательные, красивые. Это очень привлекательные игрушки, и дети в них мгновенно влюбляются.

И вот это «пусть немножко поиграет» постепенно превращается в катастрофу: ребенок уже и не хочет воспринимать ничего другого. Кто-то, конечно, может возразить, что существует огромное количество развивающих игр. На самом деле, ничего развивающего в них нет. Максимум, что они делают – чему-то обучают.

Например, многочисленные азбуки. Ребенок все равно не научится читать без активного участия взрослого, без обратной связи. Скорее несистемность таких «занятий» запутает его.

Если говорить о математических играх, где надо складывать, вычитать и так далее, они тоже бесполезны. Ребенок будет наугад выбирать любые цифры, потому что ему нравится сам процесс, само чувство вовлеченности. И планшет не спросит его, почему он выбрал ту или другую цифру. А если ошибся – можно всегда начать заново.

Как объяснить ребенку, почему ему не покупают гаджеты? У всех в классе они есть.

Скажите ему, что у него есть что-то такое, чего нет у других. Нужно научить его радоваться тому, что у него есть или что было.

Что плохого в обучающих программах?

Девочка играет в планшетНу, во-первых, все они заменяемы мамой и книжками. Во-вторых, они куда больше развлекают, чем обучают. В-третьих, они крайне вредны для здоровья:

  • зрение сильно портится, потому что яркий светящийся экран находится очень близко к глазам;
  • осанка портится из-за согнутого положения;
  • мелкая моторика не развивается, потому что работает только указательный палец правой руки;
  • мышцы руки перенапрягаются;
  • замедляется кровообращение.

Мальчик бегает на улицеКроме того, тратится куча времени, которое могло быть потрачено на что-то действительно полезное. Не стоит даже упоминать о том, насколько полезнее и естественнее для ребенка побегать и попрыгать в течение двух часов, нежели просидеть за планшетом.

Если ребенок на самом начальном этапе жизни привыкает к этому суррогату, настоящая жизнь ему потом неинтересна. В это время закладывается отношение к миру, приобретается опыт общения с себе подобными, с взрослыми, любимыми, нелюбимыми, родными, чужими, приятными и неприятными. А если ребенок все время проводит за планшетом, он недобирает общения, недобирает настоящей жизни. Потом вытащить его в реальную жизнь будет гораздо сложнее. Можно, конечно, найти разумный баланс, но это очень сложно. Лучше как можно дольше не знакомить малыша с гаджетами и предпочитать им живое общение.

Все-таки познавать жизнь ребенок должен со взрослыми людьми, которые могут запрашивать обратную связь. Это живое общение можно дополнять гаджетами, но не заменять. Например, подключить большой телевизор к компьютеру и самой управлять действиями, не давать ребенку ничего нажимать, тем самым не вовлекая его в процесс.

Вредны ли многосерийные мультики?

Да, на них подсаживаются очень быстро. Постоянно хочется еще и еще. Лучше отдать предпочтение полнометражным, законченным мультикам.

Гаджет бывает полезен

Однако нельзя назвать гаджет абсолютным злом. Несмотря на то, что бумажная книга полезнее планшета, есть вещи, которые доступны только с ним: можно услышать звуки, увидеть движения. Это разовьет кругозор, речь, даст возможность подумать, сравнить, поразмышлять. Можно успешно изучать иностранный язык с помощью программ. Ни один бумажный учебник не скажет, как правильно произносить, не даст послушать речь носителей. Иногда возникает необходимость общаться с помощью интернета. Например, если один из родителей в командировке, или бабушка с дедушкой живут далеко.

Некоторые считают, что нужно учиться в детстве, иначе потом никогда не научишься. Но это не так. Многие из тех, кто сегодня воспитывает детей, не имели в детстве компьютера, но при этом успешно научились пользоваться им уже будучи взрослыми. Так что стоит оттягивать момент знакомства с гаджетами как можно дольше. Чем раньше сформируется зависимость, тем труднее будет ее побороть. Да и зачем бороться с зависимостью, если можно сразу не допустить ее формирования?

А зависимость формируется действительно сильная. Ребенок начинает хуже спать, хуже есть, он уже не может оторваться от планшета. Даже взрослым бывает трудно отвлечься от захватывающей игры, что уж говорить о детях. Гормон удовольствия впоследствии вырабатывается уже только тогда, когда малыш с планшетом.

Что делать, если ребенок уже подсел на игры в планшете?

Забрать на 2-3 недели, на месяц. Сказать, потерялся. Ребенок будет плакать, выпрашивать поначалу, но постепенно успокоится. Потом можно снова начать давать играть, но уже по другим правилам: например, не больше 15 минут 3 раза в неделю.

Лучше всего использовать гаджеты только как рабочий инструмент. Не ставить вообще никаких игр и ограничить возможность их скачивания. Делать доклады, заниматься иностранным языком по скайпу.

Ребенок общается по скайпу

Ребенок часто видит папу, который ночами засиживается за компьютерными играми. Как оградить ребенка от зависимости?

Никак. Папа должен взять себя в руки. Иначе у ребенка сформируется зависимость, причем еще сильнее, чем у отца.

Когда ребенку можно доверить планшет?

Когда же можно доверить ребенку гаджеты, не контролируя его? В том возрасте, когда с ним уже можно договориться – не раньше 6-7 лет. И если он не соблюдает условия договора (который нужно заключать еще до того, как гаджет попал ему в руки), лишать возможности поиграть с ним завтра.

Жизнь ребенка должна быть заполнена огромным количеством интересных дел. Тогда будь у него даже все планшеты в мире, он никогда не отдаст предпочтение им в ущерб своему хобби. Если же у малыша куча свободного времени, когда он не знает, чем себя занять, зависимость сформируется очень легко.

Нужно ли ограничивать просмотр познавательных фильмов вроде BBC? Ребенку 5,5 лет.

Уже вполне можно смотреть фильмы по 40-50 минут, но только по одному и не каждый день.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>