Что такое «язык любви» и какие они бывают

Дети с родителями вместе проводят время

Главной основой прочных отношений с ребенком является любовь, безусловная любовь. Только она может обеспечить развитие всех потенциальных возможностей, заложенных в ребенке.
Только на основе любви без всяких условий можно предотвратить отчуждение, возникновение у ребенка чувства, что его не любят, чувства страха, вины, неуверенности в своем положении, ревности и заниженной самооценки.

Уверена, большинство из нас хотело бы сказать: я именно так и люблю своих детей. Но …
давайте будем честными. Наша реакция часто зависит от их поведения. И не только от
поведения. Часто мы сами не в «форме».

Что же делать? Работать над собой.  Постоянно напоминать себе, что:

  1. Они — дети.
  2. Они вырастут и изменятся, если мы поможем им.
  3. Если мы будем их любить только тогда, когда они ведут себя правильно, они будут постоянно сомневаться, проверять, любят ли их. Они будут ревновать, и ревность будет разъедать вашу семью изнутри.
  4. Если мы будем их любить только тогда, когда они выполняют наши правила, они вырастут неуверенными в себе.
В семье мы ­ взрослые. Мы отвечаем за детей сейчас и за то, что с ними будет в будущем.

Как же нам научиться выражать свою любовь так, чтобы дети ее ощущали?

Каждому ребенку свойственно понимать любовь родителей по-­своему. И если мы знаем этот «язык», ребенок лучше понимает и нас, и лучше ощущает себя. Но важно помнить ­- никаких условий. Любить, ничего не требуя взамен.

Язык «Прикосновение»

Папа с ребенком

Ребенку важно получать физический контакт: поцелуи, объятия, посидеть на коленях, потузаться, пощекотаться, погладить, взъерошить волосы, перед сном полежать с мамой, шуточно подраться с папой… Все это проявления прикосновения. Если вы знаете, что ваш ребенок постоянно пытается получить такие ощущения, значит- ­ это его язык любви. И ему обязательно нужно давать именно прикосновения.

Что еще это может быть:

  • малышей можно крутить, вертеть, разнообразные зарядки, динамическая гимнастика;
  • массажи как игровые, так и настоящие;
  • делать прически, заплетать косички и т.п.;
  • пальчиковые игры.

Сажайте ­ кладите такого ребенка рядом с собой, даже когда вы не можете уделить ему должное внимание. Просто то, что он будет касаться вас,­ даст ему подтверждение, что все хорошо.

Язык «Слова»

Мама разговаривает с дочкой

Помните, обычно говорят, что женщины любят ушами. Так вот, есть очень много детей, кто тоже очень сильно реагирует на позитивные слова, которые они слышат (или не слышат). Похвала, просто обращенная к ребенку речь, разные ласковые слова…

Старайтесь всегда говорить ласково и вежливо. Для ребенка, язык которого слова, это невероятно важно, постоянно ощущать позитив и подпитку от вас.

Если у вас не получается говорить ласково, особенно это трудно дается некоторым папам, можно говорить обычными словами без котиков и солнышек, но при этом обязательно поддерживать, подбадривать ребенка, давать ему словесную помощь.

Надо очень четко различать просто ласковые слова и похвалу. Помните, похвала должна быть правдивой. Никогда не лгите детям. Они очень тонко чувствуют ложь. А уж если они еще и понимают, что вы их обманываете…

Пример
Ребенок нарисовал неудачный рисунок. Он сам недоволен им. А мама говорит: ­ «Да ты что! Ты прекрасно нарисовал». Но он то знает, что это ­ не так. Он понимает, что мама говорит неправду. И тогда рано или поздно он задумается вот над чем: если меня обманывают вот тут, то может быть и в других ситуациях мне говорят неправду…

Что же можно и нужно говорить таким детям о них самих, об их настоящих успехах и достоинствах?

  • ты так быстро пробежал,
  • ты так старался, когда строил башню,
  • у тебя получается кричать очень громко,
  • я любовалась тем, как ты танцевала,
  • как я рада видеть тебя, мой любимый сынок.

Язык­ «Время и Внимание»

Внимание мамы

Это дети, которым очень важно видеть, что вы смотрите на нних, когда они играют. Этим детям нужно, чтобы мама не разговаривала с той тетей, а повернулась к ним… Этим детям очень
важно убедиться, что­ взрослый сосредоточен на них.

Очень часто мамы недоумевают: 20 минут ребенок ныл, дергал, капризничал и требовал, чтобы мама поиграла с ним. Мама не выдерживает, бросает все дела, идет с ним играть… а он садится и строит башню сам. Так чего же он хотел? Зачем столько добивался мамы, если она не нужна ему для игры?

Все верно. Ему не нужен партнер. Ему нужно внимание любимой мамы. И вот это очень важно помнить и понимать. Чтобы уделить внимание ребенку, совершенно не обязательно действительно взаимодействовать: возить машинки, кормить куклу, рисовать кота. Если основной язык любви вашего ребенка внимание, ему будет достаточно, если вы будете
постоянно обращаться к нему, реагировать на то, что он делает или говорит, как танцует или поет.

Да, да, да. Это те самые замечательные дети, рядом с которыми можно спокойно мыть посуду, просто подтверждая, что вы его видите, слушаете, сопереживаете, любите. Этому ребенку достаточно знать: ­

  • Ты кати машинку, а я буду смотреть на то, как ты это делаешь.
  • Ты рисуй, а я буду смотреть, как у тебя получается.
  • Ты пой песенку, а я буду внимательно слушать.

Что особенно важно для таких детей:

  • взгляд глаза в глаза;
  • обязательно время один на один (без других детей и взрослых);
  • реагируйте на то, что происходит (слова, жесты, объятия и т.п.);
  • разговаривайте с ребенком. Рассказывайте ему что-­то о своих делах и заботах, спрашивайте о том, что с ним было, что он чувствует, о чем мечтает. С такими детьми очень полезно перед сном вспоминать день, что хорошего было с ними сегодня.

Язык «Подарки»

Папа дарит дочке подарок

Дарить подарки любимым ­- что может быть лучше? Все так. Но далеко не все дети ценят их. Но если же ваш ребенок с нетерпением ждет любой ваш подарок, радуется ему, дорожит им ­
значит это его язык любви. Все ли тут просто? Нет, есть и «подводные камни».

Подарок не может быть платой. Если вы говорите: я подарю тебе …, если ты не будешь плакать в детском саду -­ это не подарок. Это установленная плата за поведение. Если вы говорите: «как хорошо ты себя вел у бабушки, вот тебе …. ­ это не подарок». Это снова плата. Даже если вы не договаривались заранее.

Подарок — это­ всегда проявление вашей любви и заботы, желание порадовать ребенка. Но надо быть очень аккуратными с подарками. Потому что дети часто просят купить что­-то, а мы, зная, что малыш ценит подарки, готовы его радовать.

Наши дети подвержены влиянию извне: реклама по телевизору или в магазине, такая игрушка уже есть у детей в песочнице… Дети быстро попадают под влияние. И появляется «хочу». Но в итоге, ребенок не получает от полученной вещи настоящей радости. И … его потребность в любви осталась ненасыщенной. И он просит новый подарок.

Что можно дарить? Да все, что угодно. Главное, чтобы полученный подарок доставил эмоции, радость: воздушный шарик, необычный карандаш, новая книжка, мыльные пузыри.

Чем старше ребенок, тем менее материальными должны становиться подарки:

  • билеты в театр или цирк;
  • поездка вдвоем в парк;
  • 10 поцелуев;
  • 1 добавочная книжка на ночь;
  • 10 минут мультиков.

Перед тем, как выбрать подарок, подумайте, что может порадовать вашего ребенка, что доставит ему радость и удовольствие? Именно это и будет замечательным подарком, а значит расскажет ему, как вы его любите.

Язык ­»Совместная деятельность»

Совместная деятельность папы и сына

Мы заботимся о своих детях, это ­ естественно: накормить, одеть, поиграть… Изначально ребенок пассивен в этом. Он пока не может да и не нуждается в активной деятельности. Но малыш растет, и в 1­-2 года у него появляется новая потребность ­- совместная деятельность со взрослым.

Такая потребность есть у всех детей. Но для некоторых она становится на столько важной, что они будут стремиться к тому, чтобы взаимодействовать со взрослым, любыми доступными способами.

Кстати, иногда поведение может быть абсурдным. Ребенок хочет взаимодействия, а может просить вас одеть его. (Просьба одеть может появляться и в других случаях, если ребенку не хватает прикосновений или внимания).

Почему так получается? Он хочет контакта с вами, но не знает, как именно это сделать. Вот он и вспоминает, где и когда было так, что вы вместе что-­то делали? Ага, вы держали кофточку, а он просовывал руку ­ все, решено ­- нужна мамина помощь в одевании.

Что же делать? Предлагать ребенку действовать вместе с вами. Обычные бытовые дела: мыть посуду, готовить, накрывать на стол, раскладывать вещи и т.п. Предлагайте какую-­то игровую совместную деятельность: те же догонялки и совместное рисование, вместе прокатиться на велосипеде или построить пещеру из одеял и подушек…

Главное, выбирайте по силам и интересам ребенка. И тогда ваш ребенок будет явно ощущать, что его очень­-очень любят.

Дети с разными языками любви
У меня трое детей, и они очень отличаются по языкам любви. У сына ­ совместная деятельность, у старшей дочери ­ подарки, у младшей -­ время. Мы были в отпуске и собираясь в очередную интересную поездку или, приезжая в новое интересное место, мы слышали от детей примерно такие вопросы:

Сын (совместная деятельность):

  • А что мы тут с тобой (с вами) будем делать?
  • А мы будем плавать с маской и трубкой?
  • А мы будем играть в волейбол?
  • А мы будем ходить по этой старой крепости?
  • Мы полезем в горы? и т.п

Дочка (подарки):

  • А что ты (вы) мне купите тут?
  • А вы мне купите что-­то на память?
  • А вы мне купите сувенир?
  • Мне очень понравилась вон та майка со львенком -­ купите мне ее?
  • А можно, я выберу себе подарок?

Дочка (время):

  • Я хочу ходить с мамой (папой) за руку.
  • А я с вами вместе буду спать?
  • Вы куда сейчас собираетесь? я с вами!
  • Я хочу сидеть рядом с мамой (папой).
  • Мама, смотри, как я ныряю.
  • Папа, смотри, какой мы замок построили.
  • Сфотографируйте меня вот тут.
  • Я пойду прыгать на батуте, а ты смотри, как я прыгаю.

2 комментариев

  1. Я задумалась, какой язык любви у моего сына и понимаю, что их несколько. Он любит и обнять, сесть между мной и мужем, любит поглаживания (хотя по голове не очень любит, как муж, а вот по спине и животику очень даже), также часто говорит «мама, пойдём посмотрим, что я там сделал», «смотри, как я могу». И плюс любит совместную игру. Даже не могу сказать, чего больше. И мне кажется так у большинства детей, смесь темпераментов, когда нет одного чистого типа. Я права?

    1. Бывает по разному, у кого­то они сочетаются, а у кого­то ярко выражено что­то одно, и почти отсутствует другое. Но чем ребенок младше, тем у него сложнее выделить этот самый, точный, язык. Но по мере роста становится все более и более видно. Причем, и тут нужно четко понимать, что если у ребенка ведущий язык, например, подарки, это вовсе не означает, что ему не нужно будет внимание или он не будет любить проводить время вместе. Нужно, конечно. Это означает, что сильнее всего обрадовать его можно будет именно так, подарив ему что­то. Через это действие он получит самое большое подтверждение, что его любят. Тогда как остальное ему нужно для качественной жизни.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>