Реджио-подход к воспитанию ребенка: обучаем, вдохновляя

Реджио-подход к воспитанию

Появился реджио-подход в середине XX века в городе Реджио-Эмилия в Италии. Его основоположником считается Лорис Малагуцци. Это именно подход, а не метод. По большей части — это философия общения взрослого с ребенком.

В основе такой позитивной, оптимистической педагогики лежит вера в возможности детей, в то, что любая их деятельность (конфликт, наблюдение, творчество и т.д.) приносит определенную пользу. Важно понять, в чем эта польза и как ее использовать дальше.

Малагуцци: «Ребенок – не сундук, который нужно как можно плотнее заполнить, а сундук, из которого нужно как можно больше вытащить».

В каждом ребенке заложен огромный потенциал, и задача взрослого — помочь малышу раскрыть этот потенциал, предоставив столько возможностей, сколько потребуется.

5 постулатов Реджио-подхода:

  1. Ребенок заслуживает уважения. У него есть собственное мнение, право на выбор, на отказ, право быть не таким, как хотим мы, делать то, что хочет, отстаивать свое мнение и др. У него также есть особенности темперамента, нервной системы, характера. Ко всему этому надо относиться с уважением. Часто мы, взрослые, не обращаем внимания на детские желания, на их запросы. Когда ребенок капризничает, просто называем это блажью и не пытаемся понять, что за этим капризом стоит.
  2. Ребенок играет с шарикамиДети способны самостоятельно контролировать свое обучение и развитие. Ребенок рождается с желанием познать мир. Ему интересно все, что происходит вокруг. Он, например, бросает на пол предмет, а тот появляется перед ним снова. Это же удивительно! Конечно, на каждой стадии познания ребенок готов постигнуть только определенный срез информации. Мы часто пытаемся предвосхитить результат, говорим: «Сынок, такой большой шарик никак не войдет в такую узкую бутылку», не дожидаясь, пока он сделает это открытие сам. А каким это было бы для него удовольствием и какой сильной мотивацией для дальнейшего развития! Нужно верить в способность своих детей самостоятельно принимать решения и делать выводы.
  3. Дети учатся, прикасаясь к предметам, перемещаясь в пространстве, слушая и рассматривая окружающую среду. Поэтому очень важно, что окружает ребенка, и с чем он может взаимодействовать руками, глазами, ушами и другими органами чувств. Он должен иметь дело с большим числом разных предметов, чтобы в его головном мозге установились прочные связи. Когда малыш бросает несколько разных круглых предметов, и все они катятся по полу, он делает вывод: круглые предметы катаются. 
    Жан Пиаже в своей теории когнитивного познания выделяет четыре стадии развития познания у детей: сенсомоторную, дооперационную, стадию конкретных операций и стадию формальных операций. На каждом этапе малыш делает скачок в развитии, ни один этап нельзя проскочить, но чем меньше операций ребенок совершает на первой стадии, тем меньше операций он будет совершать и дальше, уже с другими предметами.
  4. Дети общаютсяДети строят отношения с другими детьми в пространстве, которое можно исследовать. Мы все социальные существа и нам важно построение отношений с другими людьми. Чем больше пространство для исследования, тем проще детям выстраивать отношения, взаимодействовать друг с другом и со взрослыми. Поскольку конфликты тоже являются частью человеческих отношений, вы не должны решать их все за ребенка. От вас требуется только наблюдать и обеспечивать безопасность.  Вы также можете рассказать, какие есть варианты, пути мирного разрешения конфликтной ситуации.
  5. Детям должно быть доступно множество разных способов заявить о себе (актерская игра, музыка, пение, танцы, фотография, конструирование, лепка, письмо, сочинение историй и т. д.) Все дети разные, кому-то проще выражаться через песню или танец, другому – через изобразительное искусство, а третьему больше всего нравится лепить. Поэтому для того, чтобы ребенок развивался как можно более полноценно, ему нужно предоставить выбор, дать возможность попробовать разные способы и какому-то (или каким-то) отдать предпочтение.

Запомните: ребенок сведущ и компетентен, он способен сам контролировать обучение. Когда ему интересно, для него вообще не существует остального мира. А если он отвлекается, хнычет, то ему, очевидно, совсем не интересно.

Снова цитируя Малагуцци: «Наша задача – помочь ребенку взобраться на его собственную гору». У каждого ребенка свой путь, а мы только поддерживаем его на его пути, не пытаясь выбрать путь за него. Нужно стремиться к этому, а значит, принять ребенка таким, какой он есть, прежде приняв и себя.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>