Воспитание ребенка с рождения

Воспитание ребенка

Воспитание ребенка начинается задолго до его рождения. Самый значительный вклад в воспитание — это ответственное отношение родителей в целом к своей жизни. Многие великие умы задавались вопросом, как же правильно воспитывать? Никто пока не нашел подходящего для всех детей алгоритма, но выработана общая стратегия, хотя попытки найти его, делаются до сих пор и в каждой семье.

Вопрос о количестве детей

Прежде всего, супругам нужно прояснить ситуацию — вместе решить, сколько детей и какого пола они хотят. По-научному это называется репродуктивной установкой. Реализация этой репродуктивной установки зависит от внешних факторов. К ним можно отнести:

  • Состояние здоровья. Есть заболевания, при которых детей заводить не советуют вообще. Осложнения при родах могут вынудить врачей удалить матку, и тогда женщине будет больше не суждено родить.
  • Финансовое благополучие. Довольно спорный и размытый момент, так как, основываясь на социологических опросах, свое нежелание иметь детей объясняют финансовой несостоятельностью абсолютно разные по достатку семьи.

Но главное: детоцентризм. Сейчас вопрос стоит: не что ребенок может дать родителям, а что родители могут дать ребенку. Такая установка, если вдуматься, не имеет под собой логических оснований. Тем ни менее, общая тенденция намечается именно такая.

В традиционной российской семье сейчас имеется 1-2 ребенка. Демографический спад продолжается, хотя и замедленными темпами. Для того, чтобы поддерживать текущее количество населения, на каждую семью должно приходиться не менее, чем по 3-4 ребенка. Многодетными, по сегодняшним установкам, должны быть минимум 60% населения.

Бывают случаи, когда женщина хочет девочку, а получаются одни мальчики, но она настойчиво идет к своей цели, не смотря на возражения домочадцев. Или мужчина изначально настроен на многодетность, а супруга не намерена рожать до определенного возраста или хочет ограничиться одним ребенком.

Что такое воспитание?

Ребенок и родители

Под процессом развития подразумевают множество понятий. Среди них — обучение и воспитание. Эти два процесса идут рука об руку, один невозможен без другого.

Среди методов воспитания выделяют поощрение, наказание и собственный пример. Эти методы по-разному эффективны, их применяют в разных ситуациях.

Оба родителя обязаны участвовать в воспитании. Это их долг. Никакой детский сад или школа за них эту функцию не выполнят. Более того, постороннее, чуждое семье окружение грозит наполнить неокрепшую душу ребенка иными ценностями, нежели были приняты изначально.

Подходы к воспитанию

Как же повлиять на конкретного ребенка при конкретном проступке? Как воспитать хорошего человека?

Ответ: показать ему хорошего человека и пусть копирует. Никто не придумал с пещерных времен ничего более простого и гениального. Тем ни менее, работа этого механизма основана на человеческой природе и никогда не дает сбоев. Что ребенок видит перед собой — то и копирует. и не надо думать, что дети наивны и глупы настолько, чтобы не замечать фальши. Они сами легко ей пользуются и манипулируют, при случае, взрослыми. Жан-Жак Руссо в воспитании Эмиля применял воспитание «естественными последствиями».

К примеру, выбил окно — мерзни. Разбил кружку — думай из чего потом пить. Назывался такой подход природосообразным. Жестко, но эффективно.

Другой вопрос — насколько будет приспособлен к жизни человек, живущий по таким правилам?

Популярное издание известного и именитого психолога Гиппенрейтер «Общаться с ребенком — как?» имеет особый подход к наказаниям. Он заключается в следующем. Использовать «я-высказывания» (МНЕ так плохо, Я обижена, переживаю, что…), а не обвинения (ТЫ такой плохой, что ТЫ наделал…).

Как наказывать ребенка

Выстраивать отношения, общаться с маленьким человеком на равных, делиться переживаниями (в доступной форме) и нарабатывать «положительный багаж»: семейные традиции, приятное проведение времени вместе. Это дети ценят намного больше, чем сладости, мультики или игрушки.

При недостойном поведении, пригрозить лишением удовольствий. К примеру, каждую неделю мама печет пирог и все собираются за столом. И каждый вечер читает на ночь сказку. При плохом поведении лишить ребенка этого. Обычно бывает достаточно только заикнуться, и ребенок сразу начинает контролировать свои поступки. Наше мнение: в этом подходе есть доля истины, к тому же, он создан для применения на практике.

Поощрения. Современные родители слишком сосредотачивают внимание именно на материальных ценностях: дорогие мультики, игры и игрушки, электронные устройства…Именно этим манипулируют при общении. Некоторые даже умудряются напрямую «покупать» у своих чад хорошие оценки или достойное поведение.

Возможно, одноразовый эффект от таких манипуляций соответствует ожиданию родителей. Но что будет потом? Какие выводы сделает ребенок? Что будет являться для него мотивом, ценностью? У него в голове настоящая каша и куча вопросов: учиться ради денег или все же ради знаний? хорошо себя вести бескорыстно или ради игрушки? Не устраивайте такой взрыв души своим детям!

Удовлетворение потребностей

Мама и малыш

Психолог Маслоу разработал пирамиду потребностей человека. Ребенок — не исключение.

  • Физиологические потребности. В их удовлетворении обычно у родителей сложностей не возникает. Еда, тепло, чистая постель — обеспеченность этим у нас на высоте. Вся беда в том, что одного этого не достаточно для развития полноценной личности.
  • Первичная потребность — в безопасности. Родители обязаны предоставить маленькому человеку чувство защищенности.
  • Вторичные потребности. Это не значит, что они не важны, просто работают в них не базовые инстинкты, а тонкая человеческая организация.

Вторичные потребности:

  • потребность в уважении и признании. Вспоминайте, вот почему ребенок бежит и хвастается Вам своим рисунком. Похвалив, Вы признаете в нем личность, а значит, поучаствуете в его развитии.
  • потребность в самовыражении. Эта потребность находится на вершине пирамиды и проявляется совершенно по-разному.

В заключении хотелось бы сказать, что все, в чем нуждается ребенок — это любовь. Если она в семье есть, значит, все остальное можно нарастить. Только в саморазвитии может быть достигнута цель гармоничного воспитания. Успехов!

4 комментариев

  1. Когда воспитывали наше поколение, особой литературы не было по воспитанию детей, а если и была, то написана таким научным языком, что без педагогического образования ее не поймешь. Поэтому родители и воспитывали нас так, как воспитывали их. Но сейчас очень много литературы на эту тему. Причем не только научной, но и написанной обычными мамами, делящимися своим опытом. Так что сейчас у родителей больше свободы, да и знаний в методах и подходах воспитания. Самое главное, каr мне кажется, это умеренность во всем. А еще любовь и принятие своего малыша. Ведь каждый ребенок на протяжении всей своей жизни нуждается в родительской любви.

  2. Воспитание ребенка зависит прежде всего от воспитания родителей. Ребенок повторяет все действия, выражения, слова, которые слышит от мамы и папы. Если родители ругаются матом, то он тоже будет повторять эти слова. Ведите себя достойно при ребенке, и он ответит тем же. Негатива он успеет нахвататься на улице, в школе. Но родители должны быть для него эталоном поведения, примером.

  3. Я всегда использую «я-высказывания», в том числе при общении со взрослыми людьми. Обвинять, упоминать личные качества, вешать ярлыки со словами «ты всегда…», «ты постоянно» — гарантированный способ испортить отношения и вызвать заслуженную обиду у ребенка. Еще считаю недопустимым крик и наказания в виде не пустить гулять, поставить в угол. Самое эффективное наказание — лишение удовольствия, например, семейного похода в кино. Но применяю редко, только в крайних случаях.

  4. Воспитывать ребёнка нужно личным примером и начинать с самого раннего возраста. Ребёнок хорошо всё впитывает в себя. И если он будет видеть, как хорошо родители относятся друг к другу и к другим, то и сам будет стараться делать также. Кричать на ребёнка никогда не нужно. Лучше спокойно всё объяснить и привести пример из собственного опыта.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>