Я – максималист?

Подростковый максимализм

Подростковый максимализм – это яркая психическая особенность людей юного возраста, выражающаяся в прямолинейности, отсутствии гибкости в процессе мышления. С такими людьми сложно прийти к компромиссу, им свойственна полярность в мнениях и категоричность. События и окружающие оцениваются как исключительно положительные или как исключительно отрицательные, для них словно не существует полутонов.

Этот жизненный период практически неизбежно проходит каждый человек, вне зависимости от культуры и эпохи, в возрасте от 15 до 23 лет. Общество обычно рассматривает такое поведение скорее как негативное явление. Но что же не так с максимализмом?

Что плохого в максимализме?

Максимализм мешает смотреть на многие явления и жизненные ситуации с разных точек зрения, когда они того требуют. Подросткам не свойственно принимать решения обдуманно и взвешивать все «за» и «против». Они часто ссорятся с семьей и друзьями, потому что не могут посмотреть на конфликт с позиции другого человека, им еще сложно понять, что правы могут быть не только они.

Как я воспринимаю себя?

В период максимализма у людей возрастают требования к самому себе. Очень сложно поставить перед собой новую цель, ведь сразу возникает миллион сомнений: а вдруг я буду недостаточно хорош в этом деле, вдруг есть кто-то, кто справляется с этим лучше меня?

Такие вопросы способны лишить мотивации любого человека, так как в этот период хочется справиться с любым делом идеально с первого раза, из-за чего приходит страх ошибок. А ошибок в новом деле не избежать, как ни крути. Особенно остро ощущаешь свою неопытность, когда видишь результаты другого человека, не зная, какой путь он прошел.

В юношеском возрасте после такого давления на самооценку очень легко бросить любимое дело, в котором были все шансы добиться успеха.

Как с этим бороться и начать жить полноценной жизнью? Необходимо потратить некоторое время, чтобы осознать: нельзя быть успешным от природы – это большой и сложный путь. Обычно люди привыкли выставлять напоказ только результаты упорного труда, а не сам процесс, поэтому с первого взгляда может показаться, что это далось им просто и естественно. Нужно помнить, что для начала самые маленькие шаги в сторону прогресса – это уже большой показатель того, что впереди вас ждет успех.

Как я принимаю чужие советы?

Как мы выяснили, люди, склонные к максимализму, очень самокритичны. Но чужую критику в свой адрес, пусть даже и конструктивную и тактично преподнесенную в виде доброго совета, они воспринимают крайне болезненно.

Более того, подростки ожидают постоянного одобрения своих поступков и мыслей, и даже отсутствия такого рода поддержки в нужный момент может расстроить ранимого максималиста. В раздражение приводит и постоянный контроль действий со стороны старших людей, и тот факт, что у них больше опыта, вовсе не является поводом врываться в их личное пространство – в юном возрасте это воспринимается как недоверие, а иногда и вовсе как невербальное оскорбление.

Как я воспринимаю окружающих?

Если человек ждет безукоризненных результатов от самого себя, совсем неудивительно, что он начнет требовать этого же от окружающих его людей. Это чревато постоянными ссорами с друзьями и в кругу семьи.

Именно в подростковом возрасте человек начинает анализировать принципы, которыми руководствуются их родители в семейных отношениях. Часто этот анализ приводит к выводам о том, что их семья не идеальна, и это оборачивается трагедией. Друзья тоже часто могут не оправдать завышенные ожидания, и это приводит к окончательному разочарованию в людях.

Каким меня видят окружающие?

Завышенные требования приводят к логическому завершению событий – окружающие относятся к таким людям не очень доброжелательно, а иногда даже с опаской. Они боятся сказать или сделать что-нибудь не так, чтобы окончательно не рассориться со своим знакомым.

Друзья, а иногда и семья, не сразу понимают, в чем именно состоит проблема – в них самих или в человеке, который держит на них обиду.

Как найти золотую середину?

Если проблема обнаружена и есть желание ее решить – половина пути уже позади. Необходимо проанализировать и понять, что именно мешает радоваться жизни в полной мере: это борьба за звание первого ученика или за внимание особенного для вас человека? Задумайтесь, стоит ли тратить свои прекрасные годы на гонку за совершенством.

Постарайтесь контролировать свой темперамент и проявляйте уважение к людям, которые вам дороги. Если продолжать требовать от них невозможного, вскоре можно остаться в гордом одиночестве.

И, наконец, попробуйте занять свое свободное время чем-нибудь полезным для собственной реализации. Тогда будет сложнее найти лишние часы, в которые так просто создаются надуманные проблемы.

Если не получается найти выход самостоятельно, рекомендую обратиться к старшим в семье. Они обязательно поймут и подскажут, что делать в такой ситуации. Ведь они и сами проходили через этот подростковый период! А если ваша проблема кажется уникальной, то вместе у вас будет больше шансов ее разрешить.

Юношеский максимализм мешает адекватно воспринимать ошибки и учиться на них. Вместо этого мы считаем критику как нечто  катастрофическое и забрасываем дело, которое нам могло нравиться, навсегда.

Также не стоит сравнивать себя с другими и отслеживать только свои достижения и динамику развития. Даже маленькими шагами можно уйти дальше человека, который на каждом этапе движения оглядывается по сторонам и сравнивает свою позицию с позицией других людей.

Из-за максимализма легко можно упустить множество прекрасных и счастливых моментов в нашей жизни. Стоит ли оно того? Максимализму родственен перфекционизм, и часто он вырастает именно из юношеского максимализма, который является лишь стадией.

Справиться с перфекционизмом намного сложнее. Когда в сутках всего лишь 24 часа, не стоит тратить драгоценные минуты, чтобы доводить каждое дело до совершенства. Совершенство недостижимо, и время уйдет напрасно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>