Гаджет в руках ребенка: ищем разумный баланс

Ребенок с планшетом Родители

Трудно представить жизнь вообще без электронных устройств, они есть в любой семье. Дошкольники и младшие школьники по большей части проводят время за планшетами, реже за смартфонами или компьютерами. Вот, например, выходит мама из автомобиля, держит на руках дочку лет полутора, а у той в руках планшет с «Машей и Медведем». И маме все равно, что девочка пачкает ее одежду, главное – ведет себя тихо. 

Планшет вместо родителей

Почему же мама так поступает? Когда ребенок рождается, родители умиляются: вот он улыбнулся, пополз, пошел, сказал «мама». Взрослея, он начинает проявлять все большую социальную активность: «дай это, дай то, хочу, не хочу, надо, не надо». И мамы, особенно те, кто впервые с этим сталкивается, просто не знают, что с этим делать, когда уже можно будет отдохнуть. И тут на помощь приходит «волшебная палочка» — планшет. И вот вместо того, чтобы разговаривать с малышом, общаться, увлечь его чем-то, мама дает ему в руки гаджет и получает время заняться своими делами.

[stextbox id=»download» caption=»Как организовать ежедневный просмотр мультфильмов разновозрастными детьми в многодетной семье? Старшие смотрят, и годовалый тут же с ними?»]

Можно смотреть мультики со старшими, когда малыши спят. Если это невозможно, остается только смириться.

[/stextbox]

И ребенку становятся неинтересны ни игрушки, ни книжки. Потому что он видит, как мама занимается тем же самым – сидит, уткнувшись в планшет или смартфон. Если бы мама проводила время за книжкой – он бы хотел делать то же самое.

Планшеты такие яркие, занимательные, красивые. Это очень привлекательные игрушки, и дети в них мгновенно влюбляются.

И вот это «пусть немножко поиграет» постепенно превращается в катастрофу: ребенок уже и не хочет воспринимать ничего другого. Кто-то, конечно, может возразить, что существует огромное количество развивающих игр. На самом деле, ничего развивающего в них нет. Максимум, что они делают – чему-то обучают.

[stextbox id=»info»]Например, многочисленные азбуки. Ребенок все равно не научится читать без активного участия взрослого, без обратной связи. Скорее несистемность таких «занятий» запутает его.[/stextbox]

Если говорить о математических играх, где надо складывать, вычитать и так далее, они тоже бесполезны. Ребенок будет наугад выбирать любые цифры, потому что ему нравится сам процесс, само чувство вовлеченности. И планшет не спросит его, почему он выбрал ту или другую цифру. А если ошибся – можно всегда начать заново.

[stextbox id=»download» caption=»Как объяснить ребенку, почему ему не покупают гаджеты? У всех в классе они есть.»]

Скажите ему, что у него есть что-то такое, чего нет у других. Нужно научить его радоваться тому, что у него есть или что было.

[/stextbox]

Что плохого в обучающих программах?

Девочка играет в планшетНу, во-первых, все они заменяемы мамой и книжками. Во-вторых, они куда больше развлекают, чем обучают. В-третьих, они крайне вредны для здоровья:

  • зрение сильно портится, потому что яркий светящийся экран находится очень близко к глазам;
  • осанка портится из-за согнутого положения;
  • мелкая моторика не развивается, потому что работает только указательный палец правой руки;
  • мышцы руки перенапрягаются;
  • замедляется кровообращение.

Мальчик бегает на улицеКроме того, тратится куча времени, которое могло быть потрачено на что-то действительно полезное. Не стоит даже упоминать о том, насколько полезнее и естественнее для ребенка побегать и попрыгать в течение двух часов, нежели просидеть за планшетом.

Если ребенок на самом начальном этапе жизни привыкает к этому суррогату, настоящая жизнь ему потом неинтересна. В это время закладывается отношение к миру, приобретается опыт общения с себе подобными, с взрослыми, любимыми, нелюбимыми, родными, чужими, приятными и неприятными. А если ребенок все время проводит за планшетом, он недобирает общения, недобирает настоящей жизни. Потом вытащить его в реальную жизнь будет гораздо сложнее. Можно, конечно, найти разумный баланс, но это очень сложно. Лучше как можно дольше не знакомить малыша с гаджетами и предпочитать им живое общение.

Все-таки познавать жизнь ребенок должен со взрослыми людьми, которые могут запрашивать обратную связь. Это живое общение можно дополнять гаджетами, но не заменять. Например, подключить большой телевизор к компьютеру и самой управлять действиями, не давать ребенку ничего нажимать, тем самым не вовлекая его в процесс.

[stextbox id=»download» caption=»Вредны ли многосерийные мультики?»]

Да, на них подсаживаются очень быстро. Постоянно хочется еще и еще. Лучше отдать предпочтение полнометражным, законченным мультикам.

[/stextbox]

Гаджет бывает полезен

Однако нельзя назвать гаджет абсолютным злом. Несмотря на то, что бумажная книга полезнее планшета, есть вещи, которые доступны только с ним: можно услышать звуки, увидеть движения. Это разовьет кругозор, речь, даст возможность подумать, сравнить, поразмышлять. Можно успешно изучать иностранный язык с помощью программ. Ни один бумажный учебник не скажет, как правильно произносить, не даст послушать речь носителей. Иногда возникает необходимость общаться с помощью интернета. Например, если один из родителей в командировке, или бабушка с дедушкой живут далеко.

Некоторые считают, что нужно учиться в детстве, иначе потом никогда не научишься. Но это не так. Многие из тех, кто сегодня воспитывает детей, не имели в детстве компьютера, но при этом успешно научились пользоваться им уже будучи взрослыми. Так что стоит оттягивать момент знакомства с гаджетами как можно дольше. Чем раньше сформируется зависимость, тем труднее будет ее побороть. Да и зачем бороться с зависимостью, если можно сразу не допустить ее формирования?

А зависимость формируется действительно сильная. Ребенок начинает хуже спать, хуже есть, он уже не может оторваться от планшета. Даже взрослым бывает трудно отвлечься от захватывающей игры, что уж говорить о детях. Гормон удовольствия впоследствии вырабатывается уже только тогда, когда малыш с планшетом.

[stextbox id=»download» caption=»Что делать, если ребенок уже подсел на игры в планшете?»]

Забрать на 2-3 недели, на месяц. Сказать, потерялся. Ребенок будет плакать, выпрашивать поначалу, но постепенно успокоится. Потом можно снова начать давать играть, но уже по другим правилам: например, не больше 15 минут 3 раза в неделю.

[/stextbox]

Лучше всего использовать гаджеты только как рабочий инструмент. Не ставить вообще никаких игр и ограничить возможность их скачивания. Делать доклады, заниматься иностранным языком по скайпу.

Ребенок общается по скайпу

[stextbox id=»download» caption=»Ребенок часто видит папу, который ночами засиживается за компьютерными играми. Как оградить ребенка от зависимости?»]

Никак. Папа должен взять себя в руки. Иначе у ребенка сформируется зависимость, причем еще сильнее, чем у отца.

[/stextbox]

Когда ребенку можно доверить планшет?

Когда же можно доверить ребенку гаджеты, не контролируя его? В том возрасте, когда с ним уже можно договориться – не раньше 6-7 лет. И если он не соблюдает условия договора (который нужно заключать еще до того, как гаджет попал ему в руки), лишать возможности поиграть с ним завтра.

Жизнь ребенка должна быть заполнена огромным количеством интересных дел. Тогда будь у него даже все планшеты в мире, он никогда не отдаст предпочтение им в ущерб своему хобби. Если же у малыша куча свободного времени, когда он не знает, чем себя занять, зависимость сформируется очень легко.

[stextbox id=»download» caption=»Нужно ли ограничивать просмотр познавательных фильмов вроде BBC? Ребенку 5,5 лет.»]

Уже вполне можно смотреть фильмы по 40-50 минут, но только по одному и не каждый день.

[/stextbox]

Похожие записи:
Оцените статью
Семейный эксперт
Добавить комментарий

  1. Настя Серова

    Я считаю что ни мамы, ни книжки, ни планшеты не помогут. Дети это как ростки взрослых растений. Их надо держать взаперти пока не вырастут.

    Ответить
Adblock
detector