Когда ребенок в гневе — советы родителям

Часто ли ваш ребенок впадает в историку, в гневе раскидывая все игрушки вокруг и круша все на своем пути? Многие родители сталкиваются с такой проблемой постоянно. Попробуем разобраться с психологической точки зрения — как действовать.

Дайте ребёнку «отсердиться»

Большинство детских психологов согласны в том, что в момент гнева ребёнка надо оставить на короткое время в покое. Особенно это касается детей постарше и подростков. С малышами можно находиться рядом, но не пытаться их обнимать или удерживать силой, если только на это нет очень веских причин. Когда вспышка гнева проходит, большинство детей начинают плакать. Вот тогда-то самое время подойти к ребёнку и обнять его. Если малыш всё ещё продолжает немного сердиться, можно сесть рядом и подождать, когда он сам выразит желание общаться.

Магические средства

В ситуации, когда очевидно, что ребёнок вот-вот выйдет из себя, не следует спешить с объяснениями или уговорами. Это только ухудшит положение. Прежде всего надо выразить ребёнку понимание его состояния, и для этого детские психологи советуют применять два очень эффективных метода.

Для маленьких детей стоит попробовать метод «интервью». Спокойным и дружелюбным тоном малышу задают короткие вопросы, требующие ответа «да» или «нет». Например такие, как «ты огорчился, потому что тебе не купили эту машинку?» или «тебе было так весело играть с Машей?» Обязательно нужно дать ребёнку время ответить кивком или словами. Когда ребёнок подтверждает, что взрослый правильно понял его чувства, ситуация уже становится спокойнее. Теперь можно перейти к объяснениям, почему было сделано то, что рассердило малыша.

Читать далее:  Гнев - это опасное чувство

Для детей постарше лучше работает метод «утверждений». Взрослый сначала в утвердительной форме выражает понимание причин негативной реакции ребёнка, затем объясняет собственные действия. «Я понимаю, что ты рассердился, когда тебе не купили эту шоколадку. Шоколад, конечно, очень вкусный! Но если его есть много, то зубы портятся, и нужно будет идти к врачу. Давай договоримся, что мы едим сладости только по субботам!»

«Скандал» на публике

Всем случалось наблюдать ситуацию, когда дети громкими криками и плачем выражали своё крайнее негодование в особенно неподходящих для этого местах — магазине, детской поликлинике, кафе. Здесь уже нет времени на интервью или разговоры. Какие же варианты действий возможны? Правильным ли будет просто взять ребёнка на руки и уйти из общественного места? Психологи подтверждают, что это вполне допустимо, но надо учесть несколько моментов. Сначала нужно дать малышу ясный сигнал, что его поведение неприемлемо: «В магазине мы говорим вполголоса. Успокойся, или мы должны будем уйти». Не следует повторять это несколько раз. Если маленький скандалист не успокаивается, нужно осуществить своё предупреждение.

Девочка сердится

Не угрожайте в ответ

И малыши, и дети постарше часто в порыве гнева выкрикивают угрозы. Это может звучать несерьёзно и даже забавно, но может быть действительно обидно и ранить чувства родителей. Нужно просто помнить, что в такие моменты ни в коем случае нельзя поддаваться эмоциям и отвечать ребёнку угрозой на угрозу, но с ним следует обязательно поговорить об этом сразу после того, как злость уляжется, и ситуация стабилизируется.

Не теряйте цель из виду

Не упускайте из виду педагогический потенциал ситуации. Разрешая любой конфликт с детьми, родители одновременно выступают для них ролевой моделью поведения в подобных ситуациях в дальнейшем. Дайте своему ребёнку возможность научиться правильно вести себя в конфликтной или эмоционально-напряжённой ситуации, что сослужит ему хорошую службу в будущем.

Алина Нафикова
Сертифицированный психолог-консультант, детский коррекционный психолог высшей категории, магистр педагогики высшей школы. Образование: БГПУ (Уфа), КФУ (Казань).
Похожие записи:

Оценить статью
InHa|rmony
Добавить комментарий