Мужские и женские архетипы по Юнгу

Согласно разным концепциям, 20% в человеке — это сознательное, а 80% — бессознательное. И это врожденные психические структуры, которые обладают огромными ресурсами и имеют очень большое эмоциональное влияние на человека. Они не оторваны от жизни, поэтому можно развивать свои мужские и женские качества, пользуясь их силой, их поддержкой. В том числе, можно пользоваться не только теми архетипами, которые мы рассмотрим, а вообще всеми образами, которые имеют архитепическое значение, начиная от стихий и заканчивая хищниками, дедами морозами и вообще солнцем и луною. И все они укрепляют мужские и женские качества, которые можно инициировать.

Выделяют три круга личности, и мужское получается главное, защищающее. Но с другой стороны, у женского в личности тоже есть очень важная функция — функция вынашивания: это когда вот это мужское, которое защищает, может восполнить внутри личности, внутри женского, свои ресурсы. То есть наша мужская часть (и в мужчине, и в женщине) обращается за поддержкой к женской.

Мандала архетипов Юнга

Это такой инструмент для работы, который уже много лет успешно функционирует. Мандала разделена на 2 части с подструктурами – в мужском начале выделено 7 функций, которые взяты из исследования Брюса Уилкинсона. Женское начало описано на основе исследований Юнга. Каждая мужская функция дополнена соответствующей ей женской. Это соответствие было проверено опытом. И видно развитие каждой функции, очередность и направление. Каждая следующая пара включает в себя предыдущую. То есть если в мужчине, например, достаточно хорошо развит разведчик, то потом он из разведчика может стать защитником, из защитника – кормильцем, из кормильца – генералом.

Что очень важно – это работа со взрослыми частями личности, то есть сформированным взрослым слоем психики. Если детский слой не исцелен, если не произошла сепарация, то при работе детское начало будет капризничать. Сначала нужно поработать с детским слоем.

Архетипы

Для примера можно привести алгоритм работы с образом, например, медведя.

  • сядьте удобно, расслабьтесь, ощутите опору под ногами, закройте глаза, почувствуйте свое дыхание;
  • представьте образ медведя: это может быть любой образ, все, что представится – хорошо;
  • возьмите сколько вам нужно времени, чтобы образ появился сам собой;
  • когда образ появился, рассмотрите его. Как он выглядит? Какого он размера? Какого он возраста по человеческим меркам? На каком расстоянии от вас он находится? Что он делает? Какое впечатление у вас от него? Какие чувства возникают?
  • поблагодарите мысленно этот образ и себя за работу;
  • потянитесь всем телом, сожмите-разожмите кисти рук и откройте глаза.
Читать далее:  Пять способов преодолеть депрессию

Если вы вспомните сказку «Маша и медведь», в ней медведь обучает Машеньку фактически быть ему женой: ухаживать за ним, готовить еду, подавать ему тапочки. И детям тоже часто дарят мишек, они их тискают, ходят с ними – это обозначает теплый телесный контакт с отцом.

А теперь ответьте на вопрос: если подумать и представить себе вашего отца, насколько похож или не похож этот медведь на него? Похож ли он на то, как ваш отец вас защищал?

Помните: важно, чтобы тот, кто тебя защищает, еще и остался с тобой в контакте. Ну, например, когда в дом стучатся чужаки, отец может объяснить детям ситуацию и помочь им спуститься в погреб, а может втолкнуть их туда силой. Он, конечно, их защищает, но контакта никакого нет.

Если представился мультяшный медведь без клыков, без когтей, значит, либо контакт настолько нарушен, что хочется дистанцироваться от отца, либо отец слишком мягкий, слабый.

Архетипические пары

Разведчик + Ведьма

Разведчик и ведьма

Разведчик — это познавательная функция, которая начинает развиваться еще в довольно раннем детстве, когда ребенок начинает собирать информацию, учится ее использовать и налаживает контакты с внешним миром. Разведчик – за связи во внешнем мире. Дети, когда начинают расти, везде лезут, особенно мальчики. И мальчику очень важно позволить залезть на все деревья, на которые он только может залезть.

Ведьма же ведает внутренний мир, изучает чувства. Девочка в этом возрасте знает про отношения и про себя больше, чем мальчик. Если брать, например, трехлетних мальчиков и трехлетних девочек, девочки гораздо лучше ориентируются в отношениях, кто кому и почему улыбнулся, а мальчики ориентируются на местности – что где лежит, как куда пройти и т.д. Девочки играют в куклы, в семью, а мальчикам интересны войнушки, разведки и все такое.

Если в мужчине слабо развит разведчик, то его женской части приходится брать все в свои руки, под контроль. И тогда она становится самой настоящей ведьмой из сказки, которая без приглашения пришла и всем все испортила. А разведчик в таком случае будет таким заблудившимся и потерянным. А это, вообще-то, центр самосознания личности, именно здесь формируются цели, контакт со своими чувствами, с внешним миром.

Читать далее:  Чему мы можем научиться у наших детей? 

Слабый разведчик также может характеризоваться тем, что попадает под влияние чего-нибудь. И если речь идет о женщине, то она, скорее всего, имела гиперопекающую мать. То есть когда девочка в детстве лезла и развивала своего разведчика, играла с мальчиками, мама ей говорила: «Куда ты полезла, ты же девочка!», «Веди себя хорошо» и прочее. И этой женщине, соответственно, нужно своего разведчика подрастить. Потому что когда он, наконец, поймет что ему делать, ведьма расслабится, и в личности останется гораздо меньше напряжения.

Защитник + Амазонка

Защитник и амазонка

Защитник – это разведчик, который уже понял, куда он идет и что ему нужно. Он защищает личность. Это мальчики, которые уже вырастают, становятся подростками, начинается конкуренция, активный контакт со сверстниками за пальму первенства, проявление себя. И защита очень важна на этом уровне – это границы и автономия.

Амазонка — такой персонаж, который конкурирует не только с женщинами, но и с мужчинами. Защитник, если он не ресурсен, представляется таким убийцей, который машет мечом без разбора, потому что нет вектора, куда направить агрессию.

Нересурсная амазонка очень напряжена. Она не может идти на контакт с мужчиной, она на него зла, ведьма злится в ней очень сильно. Это такое отвержение мужского начала, которое как раз приводит к позиции: «раз так, я все сделаю сама». Именно это происходит при слабом защищающем мужском начале в женщине.

Кормилец + Гейша

Кормилец и гейша

Кормилец включает в себя и разведчика, и защитника. Он отвечает за выживание всей системы. Система – это он и женщина, которая рядом.

Мужская сила уже подросла, ответственность также растет. Мужчина начинает приобретать отцовские качества, хочет заботиться. Если он «в минусе», тогда он становится трудоголиком. Он не в контакте со своей гейшей.

А гейша – это его вторая часть: гедонистка, творческая натура, вдохновительница и сексуальная женщина. Удовольствие, которое гейша дарит мужчине, она ему дарит не ради денег, а потому что любит его. Но она может это делать только когда она сыта. Поэтому, если мы говорим об удовольствии, то очень часто оно включается, когда человек уже накормлен, потому что того, кто не накормлен, интересует только как бы и что поесть.

Кормилец без ресурса – это, в том числе, муж-алкоголик или наркоман. То есть кормилец перенапрягается, потому что он пока не может отдавать, он сам еще должен «есть». И чаще всего у такого мужчины жена — такая сердобольная гейша, она задабривает, она говорит: «Ну давай пойдем на работу, давай тебя устроим, полечим тебя, вот там клиника хорошая есть». В это время ведьма говорит: «Да что это за мужики, вообще никакой поддержки нет!», а амазонка взваливает все на свои плечи и работает на двух работах.

Читать далее:  Причины измен в браке

Генерал + Мать

Генерал и мать

На следующем уровне мужчина берет ответственность за жену и становится ей как бы немного отцом. Он приобретает такие несколько женские качества, становится чувствующим, защищающим, понимающим.

Генерал ведет за собой и принимает свою главенствующую позицию. Его отцовская верность помогает пережить все семейные катаклизмы, помогает не опуститься до измены. Генерал – это тот, у кого кто-то есть в подчинении, кто за кого-то отвечает. И только взяв ответственность за жену, мужчина может взять ответственность и за ребенка.

Если женщина начинает приносить большое количество ресурсов в семью, то у нее может не оставаться времени на удовольствия для того, чтобы быть гейшей. А кормилец, когда он в контакте с гейшей, начинает проявляться, перестает страдать работоголизмом, становится свободным художником, но при этом зарабатывает. Тогда гейша расцветает, вырастая к функции жены и матери, и начинает заботиться о себе.

Однако функция жены-матери не только в том, чтобы родить детей. Важно родить их при сохранении главенствующей функции мужа. Важно понимать, что внутри семьи есть такие невидимые границы, которые все равно отделяют мужа и жену от всех остальных. И эти границы должны быть сохранены. Этим и занимается муж-генерал и жена-мать.

Король + Королева

Король – это генерал-отец, который расширил свои интересы. Для него существует не только семья, но и еще что-то вокруг, люди, мир, и этот мир он создает для своей семьи. Мужчина становится отцом роду, народу, в лучшем случае, в максимальном развитии этой функции появляется родовое сознание. Королева помогает королю, она также может указывать и управлять.

Целитель + Фея

Целитель — это мастер, путеводитель, это ведающий человек, он сохраняет, исцеляет, спасает. Фея дарит и преобразует.

Дух + Богиня

И последние стадии – это божественное мужское и божественное женское. То, что вдохновляет, направляет, развивает, благословляет.

Похожие записи:

Оценить статью
InHa|rmony
Добавить комментарий

  1. Елена

    Центральный архетип, согласно теории Юнга — это самость. К этому истоку индивидуальности идет человек всю свою жизнь, осознает он это или нет. Психика достигает целостности, сознание находит единство с бессознательным по достижении сего пункта назначения. Этот процесс Юнг называл индивидуацией, что на языке метафизики есть путь эволюции души.

    Ответить